Требования к современному первокласснику по ФГОС ( часть 2) Развитие речи .
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
выделять определенный звук в слове интонацией;
определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
знать разницу между гласными и согласными звуками;
называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
отвечать на вопросы и уметь их задавать;
составлять рассказ по картинке;
последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
сказать несколько предложений о заданном предмете;
составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т. п.
Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.